Заказ

Ваша корзина пуста!

Автоматы защиты двигателя

Просмотров: 1097

Автомат защиты двигателя — это специальное устройство, которое предохраняет рабочие элементы электродвигателя от тепловых и токовых нагрузок. При коротком замыкании, перегрузке или выпадении фазы оно автоматически отключить двигатель от сети. Наилучшую защиту обеспечивает совместное применение автоматов с другими устройствами — тепловыми реле, пускателями, частотными преобразователями, софт-стартерами и др. Автоматы защиты двигателя широко применяются в целом ряде производственных отраслей, машиностроении, транспортной отрасли и др.

Зачем нужен автомат защиты двигателя

Главная опасность возникает в момент старта электродвигателя. Пусковые токи создают пиковую нагрузку, способную привести к разрушению внутренней обмотки или возгоранию изоляции самой цепи. Опасность может нести и электрическая сеть, в ней возможны сверхтоки, короткие замыкания, обрывы и перекосы фаз. Возникает логичный вопрос: почему нельзя использовать обычные автоматические выключатели? Всё очень просто. Уставки срабатывания таких выключателей рассчитаны на трёх-, пяти-, десятикратную перегрузку. А пусковые токи трёхфазных электродвигателей могут превышать номинальный ток в десятки и более раз! При такой нагрузке классический автомат может просто не сработать. Поэтому нужно специальное устройство. Высокая отключающая способность автоматов защиты двигателя позволяет им разрывать цепь при высоких токах без разрушения самого аппарата. Еще одно важное отличие — обычные автоматические выключатели не позволяют произвести точную настройку. А расцепитель автомата защиты всегда регулируется, позволяя настраивать его под номинал двигателя.

Основные виды электрической защиты

От короткого замыкания. Оно может возникнуть в результате пробоя или перекрытия изоляции. Ток в этом случае превышает нормальные значения в десятки и даже сотни раз. В результате токоведущие части подвергаются тепловому и динамическому воздействию, что способно привести к повреждению всей электроустановки. Короткие замыкания являются наиболее опасным явлением в электросетях. Аппараты защиты в такой ситуации должны срабатывать практически мгновенно.

От перегрузки. Прохождение повышенных токов по обмоткам двигателя вызывает недопустимый перегрев. Даже небольшие по значению, но продолжительные по времени тепловые перегрузки способны привести к нарушению режима работы или повреждениям. Для защиты в таких ситуациях используются устройства с определённой выдержкой времени. Чем меньше перегрузка, тем больше уставка времени срабатывания.

От минимального напряжения. Срабатывает в случае понижения или полного исчезновения напряжения. Обеспечивает отключение электродвигателя от сети на случай перерывов электроснабжения или падения напряжения ниже допустимых значений. Также исключает самопроизвольное включение после восстановления нормального режима работы сети. Обычно реализуется применением сразу нескольких аппаратов, как с тепловыми, так и с электромагнитными расцепителями.

Устройства защиты двигателя

Автоматические выключатели защиты двигателя. Защищают от основных проблем в электрической сети, способных причинить ущерб электрооборудованию. Это касается перегрузки по току, короткого замыкания, пониженного и повышенного напряжения, обрыва и перекоса фаз. Являются устройствами многократного срабатывания. После внештатной ситуации легко устанавливаются в исходное положение. Удобны тем, что могут быть смонтированы отдельно, то есть вдали от защищаемых ими устройств. Обычно устанавливаются в электрощитах, вместе с другим низковольтным оборудованием. Некоторые модели автоматов защиты двигателя дают возможность удалённого мониторинга и управления.

Тепловые защитные реле. Имеют узкую направленность. Предназначены только для защиты от перегрузки (тепловой защиты). Существуют термомагнитные и электронные реле. У первых из них в качестве расцепителя используется биметаллическая пластина. Электронные реле более чувствительны, что обеспечивает плавность регулировки. Также они способны защитить от обрыва фаз. Обычно тепловые защитные реле используют совместно с контакторами.

Пускатели. Предназначены для безопасного запуска и остановки асинхронных электродвигателей. Некоторые модели обеспечивают также реверсивное движение. Многие пускатели в техническом плане представляют собой соединение контактора и защитного теплового реле. Пускатель обеспечивает защиту от перегрузок. Основная задача состоит в избегании опасного влияния пусковых токов. Близкими к пускателям по функционалу и защитным свойствам являются устройства плавного пуска и преобразователи частоты. Но это более сложные аппараты с широкими возможностями.

Комплексные защитные устройства. Уже из названия ясно, что аппарат предназначен для многосторонней защиты электрических двигателей. Обеспечивает защиту не только во время пуска, но и на протяжении всего периода работы электродвигателя. Такие устройства защищают от перегрузки, токов КЗ, обрыва и несимметрии фаз. Прекрасно сочетаются с контакторами для дистанционного управления работой электроустановок.

Как выбрать автомат защиты двигателя

При выборе автомата защиты двигателя стоит обратить внимание на ряд важных параметров. Среди них можно выделить:

  • номинальные значения напряжения и тока;
  • отключающая способность;
  • диапазон уставок срабатывания;
  • класс пыле- и влагозащиты;
  • способ монтажа (на DIN-рейку/монтажную плату, вертикально/горизонтально и др.).

Заключение

Для обеспечения безопасной работы трёхфазных асинхронных электродвигателей требуется особый тип оборудования — автоматы защиты двигателя. Их применение позволит избежать более серьёзных неприятностей, связанных с выходом из строя дорогостоящей техники. В зависимости от поставленных задач, можно сочетать автоматические выключатели с другими видами защитных устройств. Также полезными окажутся аксессуары, которые позволяют расширить функционал автоматов защиты, использовать их в системах диспетчеризации и т.д.

Просмотров: 1097

Похожие статьи